Старцы и лжестарцы нашего времени. Изгнание беса. Отец Гавриил (Виноградов) 4 мая 2024 года.
Председатель собрания.
Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с праздником Сретение Господня.
Сегодня у нас совпало, также встреча с нашим любимым, дорогим, с игуменом Гавриилом. Он является начальником подворья Валаамского монастыря на Кавказе. Батюшка имеет большой, богатый духовный опыт. Собственно, он для нас уже как бы человек из другой эпохи. Отчасти потому, что мы чуть моложе, мы уже другое, как бы поколение духовников. Он сподобился при своей жизни как — то иметь твой опыт общения с людьми реально духовной жизни, высокой жизни тех старцев, святых, которые кое-кто из них уже прославлен. Кстати Глинские старцы — вот они прославлены. Хоть и в Украине прославлен общецерковного не было прославления. Тем не менее это были люди высокой духовной жизни. Отец Гавриил, уже нес послушание в Вологодской епархии, был там настоятелем, духовником, А сейчас на Кавказ Господь его призвал. Кавказ в свое время был прославлен подвигом многих таких подвижников в двадцатом веке это гонимая церковь. Вот и сейчас мы попросим, чтобы он рассказал о своих встречах с людьми высокодуховной жизни. Образцы вот этой жизни, которых он у него запечатлелись в памяти. Вот там сейчас, в наше время, такое смутное время и бездуховной. Отчасти можно сказать потому, что противодействие очень большое и греховное. Очень важно иметь правильные ориентиры. Поэтому, отец, сейчас мы надеемся нам поведать, все — таки это правильные пути по спасению.
Игумен Гавриил.
Наверное, будет правильно говорить и о тех людях, которые действительно вели свою пасту к Богу. Также и о тех опасностях, которые нас поджидают. Потому что очень много сегодня, по крайней мере, появилось так называемых лжестарцев. Вот как понять, кто есть кто? Как не ошибиться? Потому что я знаю, даже опытные монахи и те, бывало, ошибались. Думали, что вот перед ними настоящий старец. оказывался, что это прекрасный актер. Как вот это определить? Да, действительно, Господь благословил, что мне удалось в восьмидесятые годы, девяностые годы общаться с реально святыми людьми в прямом смысле. Людьми, которые обладали дарами святого духа, и прозорливостью, и даром исцелений, и даром учительства. Есть такие люди, которые описаны еще в древние времена, в начале христианской эпохи. Которые, как ни странно, даже в это страшное советское время, когда были гонения на церковь, они каким-то образом сохранились. Такое впечатление, что Господь специально их скрывал от властей. Для того чтобы вот этот свет православия не погас, не потух, они вымаливали фактически нашу страну. В самые тяжелые годы и безбожие, когда разрушались храмы, двадцатые — тридцатые годы, и во время войны вымаливали нас, и после войны.
Казалось бы, вот такое разделение было. Вы все знаете, что часть наших православных поддалась агитации, что московская патриархия безблагодатна. Так как патриарх Сергий в свое время подписал декларацию в двадцать седьмом году. Поэтому в церковь ходить нельзя, что причащаться в храмах Московской патриархии нельзя. Кстати, до сих пор есть такие люди, которые так считают. Это очень печально, потому что они остаются вне церкви, а значит, вне спасения, вне церкви нет спасения. Церковь содержит в себе все дары святого духа через таинства, которые мы получаем, и правильные учения. Эти старцы, эти святые люди, они и даже вот в годы разделения, потому что уходили в катакомбы так называемые люди, которые не причащались в московской патриархии, считали вот нас всех с вами раскольниками и безблагодатными. Вообще таинства у нас якобы не совершаются. Нашлись люди, показали, что ничего подобного. Я вам назову хотя бы несколько имен.
Вспомните, все вы его знаете, конечно. Отец Николай Гурьянов с острова Залит. Он же жил в это время. Он все это пережил. Революционные вот эти гонения, и после революции, и войну — все он пережил. Помним и старца Серафима Вырицкого, который умер после войны, по — моему, в сорок девятом году. Он не отходил от церкви, от московской патриархии, а то, что он был чудотворец, вы все прекрасно знаете. Наверное, читали его житие вы вспомните такого старца. Я с ним очень был близко знаком.
Отец Павел Груздев. Слышали о нем? Вот этот старец — чудотворец. Который на моих глазах исцелял. Который предсказывал такие вещи, которые, естественно, не может знать никто, кроме Бога и того, кому Бог захочет открыть. Через него Бог открывал очень много. И он тоже был членом Московской патриархии и никогда ни слова не говорил о том, что нет благодати. Любой искренний священник вам скажет. Что в его жизни, когда он совершал какие — то таинства, не важно, это соборование, крещение, какие-то таинства, венчания, происходили действительно невероятные чудеса. Любой может сказать, но это не я. Я просто совершитель таинства. Я делал то, что должен делать, что написано вот в требнике я читал вот эти молитвы. Вдруг происходило чудо. Но это ясно, что было Божье чудо, то есть подтверждение тому, что есть благодать святого Духа в нашей церкви.
Ни какая — то декларация все-таки не повлияла это был политический акт для того, чтобы сохранить как — то церковь. Благодать Божья сохраняется в церкви тогда, когда в ней сохраняются догматы. Запомните это самое главное. Личность человека не влияет на всю церковь и на таинство. Кто бы он ни был — патриарх, митрополит, епископ, не важно совершенно. Если он согрешает или какие — то неправильные мнения имеет — это проблема его личная, он будет за это отвечать перед господом Богом. Если церковь не исказила в целом, то есть соборно не исказила догматов, учение, которое передано нам Христом и его Апостолами и святыми Соборами, если оно официально соборно не искажено. Мы не приняли какого — нибудь ложного догмата или не исказили какой — нибудь из древних догматов, как, например, сделали католики. Первое искажение было всего лишь они не полностью исказили, они только сделали маленькую добавочку к символу веры.
Наша церковь никогда, ни один догмат не исказила. Патриарх Сергий никогда даже и мысли не имел, чтобы исказить что — либо в учении церкви. Все догматические учения и каноны церкви соблюдались и соблюдаются до сегодняшнего дня. Поэтому все разговоры о безблагодатности московской патриархии — это ложь. Никогда этому не верьте. Спокойно мы можем причащаться в наших храмах. Пока никаких искажений нет.
Старцы, которые жили в те страшные годы гонений, и Лаврентий Черниговский он умер в пятидесятом году. Дивный старец. Совершенно не знаю, многие ли из вас читали его труды.
Я читал еще в семидесятых годах, когда это перепечатывали на машинке по пять экземпляров через копирку. Последние экземпляры были слепые, потому что почти не разобрать.
Но это такие дивные вещи, которые в то время многим — многим открыли путь ко Христу. Был Савва Остапенко игумен из Псково-Печерского монастыря. Мы даже не предполагали, что когда-то нам удастся подержать в руках его труды, уже изданные в виде книги. Но сейчас это стало возможно, А в те годы мы даже и подумать не могли о том, что действительно можно. Эти книги надо когда — то почитать. Они очень многим помогли. Он тоже был членом нашей церкви, хотя терпел и гонения, потому что НКВД его очень преследовало. Он имел большой авторитет, поскольку его прозорливость была очевидна. Его дар исцеления был очень очевиден. К нему люди стремились. Властей советских не устраивало. Его оклеветывали, постоянно клеветали на него и значит, он терпел, большие искушения и страдания. Тот же отец Иоанн Крестьянкин терпел очень много от властей. Тем не менее, все они были чадами церкви, и даже и подумать невозможно, что они могли куда — то уйти, в какой — то раскол. Сегодня, к сожалению, появились другие старцы, люди, которые привлекают не к Богу, а к себе. Если вспомню того же отца Павла Груздева. Несмотря на то, что он исцелял и был прозорлив, но как — то он это делал таким образом, что не вызывал каких — то эксцентричных таких отношений к самому себе. На него не бросались дамы, не кричали батюшка, вы святой жизни. Вот вы сказали мне то — то, — то — то, а потом все это совершилось. Как это вот прекрасно. Буквально готовы задавить человека, бросаются к нему под благословение. Помню, даже он очень грубо пресекал такие вещи. Какие — то дамы начинали его расхваливать. Он какое — то такое жесткое словечко, деревенское такое скажет, что беднягу аж в пот бросала, она краснела и убегала он пресекал вообще вот такие восхваления.
Сегодня есть старцы, которые, наоборот, жаждут этого восхваления, к себе привлекают народ. К сожалению, очень многие на вот это лжестарчество и лжепрозорливость клюют. Как говорится, да, значит. Вот, напомню, сейчас он уже лишен сана. Вот этот человек такой в Чихачеве это Ивановская область, Схиархимандрит Ионисий. Один эпизод вам расскажу для того, чтобы вы понимали, что это не голословно. Я его помню еще с девяносто первого года. Я в то время был настоятелем монастыря под Вологдой, восстанавливал монастырь. Прихожане Вологодские ко мне часто приезжали в монастырь и рассказывали вот есть такой батюшка, значит, в Ивановской области, в Чихачеве, он такой прозорливец. Такие, значит, дифирамбы ему пели. Я сразу понял, что это, скорее всего, лжестарец к нему едут целыми автобусами. Как потом в Болгар стали ездить. В один из свободных дней я решил испытать этого старца специально и взял с собой одну свою постриженницу — монахиню. Она была главным геологом города Вологды в свое время. То есть работала ее и была в исполкоме, хороший геолог. У меня первое образование тоже геологическое. Мы как — то с ней вот понимали друг друга. Она была пострижена монашеством и я ее взял, чтобы испытать этого якобы старца. Мы к нему приехали, и она сказала, что я бы хотела исповедаться. Все бабушки, которые рассказывали о нем, говорили ему ничего не надо рассказывать. Он знает все твои грехи, он все их назовет. Он такой прозорливый, он все про тебя знает. Он отвел ее в стороночку недалеко и довольно громко с ней разговаривал. Я слышал весь разговор. Так касалось вопроса блудила ли до брака. Нет, батюшка, такого не было никогда. Значит, в браке аборты делала?
Батюшка никогда не делала аборты мужу не изменяла. Никогда в жизни я вообще даже не целовалась никогда ни с одним мужчиной. Ну, курила, значит, ни одной сигареты в рот не брала, выпивала, батюшка, ни рюмочки никогда не пила. И по всем пунктам, по каким он ей называл, ни одного не было признания. То есть я ему такую даму привез, каких он в жизни не видал. Женщина, которая сохранила чистоту невероятную. сейчас таких людей просто не найти. Вот реально. Она вот была настолько чиста, что вот этого ничего, что он не перечислял, не было. Мне было сразу понятно он запомнил основные какие — то грехи, которые были практически у всех советских женщин, которые, естественно, родились вот в это время, когда Бога не знали. А раз Бога не, знает, все допустимо. как говорил Федор Михайлович Достоевский все возможно и естественно, и аборты, и измены, все что угодно. все это было, и курили, и где — то, и выпьют, и так далее. Bот он это все по списочку выкладывал отдельно каждый пункт. Все женщины думали надо же, какой прозорливец он про меня все знает. Не сложно это было. И вдруг я ему такого человека подсунул, что он ну просто сел в галошу, как это говорят сегодня говорят.
Вот где бы мне бесов поизгонять? Вот бес сидит, мною руководит. какие-то страсти во мне рождать. Надо мне отчитку пройти. Куда же поехать? Я вам должен сказать, что я видел настоящих старцев, которые реально могли изгнать беса. Это были люди святой жизни. Потому что если человек сам не свят, то изгнать беса он не сможет. А бесы будут устраивать спектакль и делать вид, что якобы они его боятся. И будут кричать из этих бесноватых их ртом будут кричать ой — ой — ой, мне больно, мне страшно. Ты меня жжешь свои молитвы. вот — вот — вот выхожу. Это все спектакль. Некоторые батюшки даже позволяли себе бесам задавать вопросы а ты когда вошел? Как тебя зовут? Значит и так далее. А почему? Кто тебя в этого человека всадил? и прочее — прочее.
То есть такой диалог целый устраивали. Вот видел даже видео. В свое время был такой отец Сергий в уральском каком — то монастыре среднеуральском. Да, вы, наверное, слышали, его сейчас лишили сана. Вот он запросто с этими бесноватыми людьми общался. То есть через них общался с бесами, задавал им вопросы и всему этому верил. Что они ему там вещали, что меня там такая — то женщина — колдунья загнала в того, вот другая и так далее. Значит, категорически запрещено разговаривать с демонами, потому что они лживы. Они могут наврать и указать на человека, который никакого отношения не имеет вот к этому колдовству. Никто не загонял, но чтобы ненависть между людьми восстановить, вот они иногда такие вещи говорили.
Так вот, настоящий старец был, например, вот на границе с Эстонией такой маленький городочек Кохтла-Ярве. Там был отец Василий, русский дедушка, который вот в той церкви, но святой жизни. Вот он реально изгонял демонов. Был старец Адриан Кирсанов, который не так давно, несколько лет там уже умер. Он тоже изгонял. Сегодня мне, говорит, вот такой — то батюшка там где — то, то ли в орловской, то ли в какой — то там области. Значит, рядышком изгоняет весов достаточно молодой человек, значит, послушал его проповедь. Да, он говорит вот все священники должны помогать людям, изгонять из них бесов. Мы это обязаны делать, а вот батюшки боятся этого делать, не делают. Вот всех призывает священников это делать. значит, говорит такую проповедь очень убежденно, очень ярко. А потом мне показывают его в кожаной куртке, усеянные вот какими- то металлическими бляшками с таким вот косым разрезом. По — моему, молодежь называла в свое время это косуха. Такая куртка была за рок — гитарой, такой электрический. Он выступает в каком — то рок — ансамбле, потом одевает рясу и идет служить. Понимаете, что это значит? Это значит, что этот человечек сам, бедняжечка, одержим бесом. Потому что несовместимые вещи. рок — музыка это бесовская на самом деле музыка.
Ее специально писали в бесовском институте. Это институт в Лондоне, которые занимаются принципами управления людьми, то есть массами людей. Как манипулировать людьми? Вот, кстати говоря, там впервые были применены вот эти электромузыкальные инструменты. Их там физики специально придумали со специальными частотами, которые раскрепощают и всевозможные эмоции человека, и злобу, и ненависть, и значит, сексуальные какие — то инстинкты. Значит, как бы раскрепощают, им делают возможность их, как говорится, проявлять активно вовне эти инстинкты. Эти беснования, которые на концертах творились, когда люди там машут руками, крутят головами, прыгают там свистят, верещат. Наверное, когда-нибудь кто-то где — то по телевидению, может быть, видел, что люди себя ведут абсолютно неадекватно. Они зомбируются, буквально становятся бесноватыми благодаря этой музыке. Если это священник, который продолжает, будучи уже священником, давать вот эти концерты, но это говорит о том, что духовно он просто болен. Он только думает, что он священник. Кого он может изгнать? Да никогда в жизни не изгонит.
Почему отец Адриан перестал изгонять демонов? Я с ним разговаривал на эту тему. Он мне так я много раз наблюдал, что после вот моих отчиток человеку стало лучше. То есть фактически он исцелился. Был совершенно ненормальным человеком. Но с точки зрения официальной психиатрии он больной. Психически больной на самом деле, как говорила Матрона Московская, я ее процитирую просто вы можете верить, не верить, но это цитата. «Психических заболеваний нет. Все эти заболевания- это различные воздействия демонов на человека». Вот и все. Так вот, человек этот бесноватый, исцелялся, демон выходил, и он действительно становился совершенно нормальным человеком. Благодарил, радовался тому, что исцелился, уезжал. А через полгода, иногда через год мне его привозили в еще более жутком состоянии, чем тогда, когда он только вот ко мне первый раз появился. Я понял, а какой смысл тогда изгонять демона, если потом войдет семь злейших духов? И последнее бывает хуже первого. Помните эту фразу господа, из Евангелия?
Тогда я, говорит(отец Адриан), написал письмо старцу Софронию Сахарову вот передали его через отца Николая, племянника старца, который в то время был еще в Псково — Печорском монастыре. А потом я его уже встретил в Эссексе, вот в этом монастыре Иоанна Предтечи. Он уже к дядюшке своему приехал, и он привез это письмо с вопросом от старца Адриана к старцу Софронию.
Как мне дальше быть? Стоит ли вот заниматься этим, если я наблюдаю такие явления и Сафроний ему написал ответ прекращай. Это никому не нужно, потому что эти люди хотят исцелиться. Безусловно, они чувствуют, что с ними страшные вещи происходят, что ими руководит какая — то сила. А иногда это просто какие — то страшные эмоции, которые он не может побороть. Прямо конкретно слышит голос, который ему диктует. Он настолько подавлен, его воля подавлена настолько, что это называется императивный псевдогулюциноз. Психиатры так называются. То есть императивный, настолько мощно влияющий, что я не могу не выполнить то, что мне приказывается этот голос. Я это делаю, хотя понимаю, что это плохо, что это грех, что это нельзя и ничего с собой не могу поделать. Вот эти одержимые люди. Они если не собираются начать истинно христианскую жизнь, то бесполезно тогда беса выгонять, потому что бес выйдя, потом снова придет и посмотрит свой домик, а он пуст. От чего пуст? От благодати святого духа? Это божественная сила, которая защищает человека. Если это благодать есть в человеке, она создает вокруг него, можно сказать, такое духовное благодатное поле, которое есть наша защита. Если поля нет, этого благодати нет, то бес может войти человека. Он смотрит дом пуст, не заселен благодатью святого духа берет семь злейших духов.
И последнее бывает еще хуже. Когда старец это увидел, да еще получил благословение от старца Софрония, он прекратил вот эти отчитки, от которых, кстати говоря, он очень сильно страдал.
Потому что бесы — злобные существа, и они мстят. Они духовно не могут, а физически могут. Так воздействовали на него, что он после всех этих отчиток постоянно попадал в больницу.
Поэтому в наше время люди, если хотят избавиться, они должны помнить это наша личная работа. Мы заполучили этого духа нечистого по каким — то грехам. Чаще всего это блуд. Самый легкий способ лишиться благодати в очень большой мере и в результате стать жилищем нечистого духа. А потом мы удивляемся, что у них у нас какие — то странные явления происходят с нами?
Или уныние, или отчаяние, или злоба, ненависть, какие — то неудачи в жизни. Хотим исцелиться, но не хотим работать над собой. Потому что для того, чтобы исцелиться, нужно менять свою жизнь,
внутреннюю жизнь, может быть, не внешнюю. Работа как работа, семья как семья, но внутренний должен человек меняться, то есть начинать быть настоящим христианином, жить по заповедям.
И тогда благодаря таинствам церкви и соборованию это надо обязательно собороваться. Те, кто чувствует, что демоны их мучают. Вот по совету старцев из Пскова — Печорского монастыря. Где-то в восемьдесят первом году я спрашивал специально. Они мне говорили если человек чувствует одержимость, то не один раз в год собороваться хорошо, а даже каждым постом.
Четыре больших поста у нас есть. Да, в церкви, значит, четыре поста надо собороваться. В индивидуальных случаях даже благословляли несколько раз подряд, буквально несколько дней подряд.
Такие случаи — это редко, но бывает. То есть таинство церкви — причастие. Если мы достойно готовимся, то есть искренне исповедуем свои грехи, искренне каемся, понимаем, плачем над своими грехами, хотим избавиться. Это не значит, что я с завтрашнего дня никого там, скажем, осуждать не смогу. Я хочу бросить, но это очень трудно себя контролировать, и это процесс, это борьба. Но, по крайней мере, у меня искреннее желание. Я, если в этом каюсь, я буду стараться контролировать свою речь, свои мысли. Что я там начала разговаривать об одном, потом перешло на осуждение.
Вот заметить этот момент и увести разговор в другую сторону или наоборот, даже сказать, что извините, вот меня там ждут, у меня назначена встреча. Я совсем забыл и убежал, чтобы прекратить вот эти вот моменты. Надо за собой следить. Когда человек начинает жить по — христиански вот действительно работать над собой, то постепенно он стяжает благодать святого духа, которая, как огонь жжет демона. Если кто — то слышал бесноватых при отчитках, например, где- нибудь там, в Троице — Сергиев лавре. Был жив, значит, отец Герман Чесноков. Он проводил там отчитки. Вы, наверное знаете, кто был? Слышали, как бесы кричали. Часто они кричат одну фразу, причем все одинаково. «Меня жжет», что его жжет? Демоны воспринимают благодать духа святого как огонь. Им больно, и они чувствуют это. Жжет, они кричат всегда одно и то же. Для того, чтобы бороться, мы должны использовать все, что дает нам Господь через свою церковь. В первую очередь через таинство и учения. Вот заповеди Божьи. Святые отцы нам оставили много методик, как бороться с этим грехом. Не просто жить, как придется. Ну и замечая какие — то грехи, записывать на бумажечку, идти исповедаться и быть довольным, что вот я все это пересказал.
Нет, родные мои, нужно ставить себе задачи. Заметили, что вот этот грех чаще всего у меня проявляется? Значит, надо поставить себе задачу. Мне нужно бороться с этим грехом.
Посмотрю, что пишут святые отцы. Вот что пишет Никодим Святогорец, например, как он предлагает бороться с этим грехом? Так, а что в лестнице сказано? А что и святитель Игнатий Брянчанинов или затворник наш? Значит, Феофан что они пишут? Как они, какие методы предлагают? Вот это мне подходит. Попробую. Попробовал ну вроде получается что — то лучше, но не совсем. А вот этот святой еще предлагает вот немножко видоизмененный метод. Ага, вот так. А так лучше получать и добиваться того, чтобы вот этот грех перестал уже тебя мучить, а потом ставить вторую задачу и третью задачу.
Но когда человек вот по опытам могу сказать. Да и святые отцы примерно то же самое пишут. Если определишь себе главный какой — то грех. Вот там у кого — то это гнев, у кого — то это зависть, у кого — то это вот такое постоянное осуждение и так далее. Не важно, если заметишь вот этот самый частый грех и ставишь себе задачу.
С ней очень трудно бывает справиться. На это уходит несколько лет, иногда. Но когда он уходит, этот грех и благодать Божья исцеляет душу. Потому что все время ты клянчишь, просишь Бога Господи, помоги мне избавиться. И что ты делаешь для этого? Борешься, применяешь вот эти методики, которые святые отцы нам оставили, то исцелившись от этого главного, потом мелкие грехи просто один за другим уходит буквально вот считанные недели и месяцы, тогда как главный может занять год и два, и три борьбы. То есть нужно уметь бороться, не просто жить и думать, что я да, я грешник вот пойду. Пока и этого достаточно. Нет, родные мои. Надо обязательно работать над собой, то есть ставить себе задачу одну за другой и пытаться решить.
Потому что главная наша задача в этом мире. Часто об этом говорю — выйти из этого мира, когда душа выйдет из тела, лучше, чем был тогда, когда туда вошел, в это тело.
Вы скажете ну как же младенец? Он рождается, у него же своих грехов нет. Вы посмотрите на младенца, который сидит на руках у мамы. Мама ему что — то не дала. Ему всего полгодика он только научился голову держать вертикально. А он злится. Он даже были случаи, когда ребенок маму по лицу ударяет. Вот эта кроха. У него явно проявляется злоба. Посмотрите на маленьких детей, какая у них бывает жадность, когда они не хотят отдать там какой — то колокольчик, какую — нибудь погремушку другому ребенку. А посмотрите, как они иногда воруют друг у друга игрушку. Откуда это? Что? Это такие ангелы? да смотрите, и злоба, и зависть, и жадность. Откуда это все берется? А ребенок крещенный, значит, надо понимать, что в крещении смываются грехи предков, а вот последствия грехов — они передаются. Последствия грехов — это безблагодатность. Благодать святого духа уходит за грехи и то, что имеют родители, они передают своему ребенку. Если они грешили и грешили их предки, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки, то вот эта безблагодатность передается ребенку, и он не защищен благодатью святого духа. Тогда демоны на этого младенца с колыбели могут воздействовать. Поэтому у детей это все проявляется и жадности, злоба и зависть, все что угодно. Значит, ребенка нужно исцелять благодатью святого духа. Значит, те родители, которые не причащают своих детей, не молятся за них. Конечно, этим детям очень трудно будет устоять в этом мире.
Мир очень агрессивен, особенно в наше время, потому что в обществе масса людей, которые не верят в Бога, живут совершенно такой сатанинской жизнью, позволяют себе все что угодно. А принцип сатанизма, знаете, очень прост. Его сформулировал крупнейший сатанизм двадцатого века, крупный маг, оккультист, масон, англичанин Алистер Кроули. Он очень просто сформулировал в этом мире есть только один закон — это твоя воля. По — русски получается, что хочу то и творю. То есть нет никакого закона, кроме моей воли. Если я хочу сделать что — либо, я имею право. Если это не нравится кому — то другому или государству, ну сделай так, чтобы тебя просто не поймала полиция за руку. Не поймали. Вот, но в принципе ты имеешь право.
Вот этот принцип сатанизма. Он настолько укоренился, что люди, даже не задумываясь об этом, живут именно по этому принципу. Никаких законов нет. Я сам себе закон. Это сатанинский принцип, и в нем живут те, которые не пришли ко Христу. А у нас в стране таких очень много.
Действительно, часть населения ходит в храмы, но вот статистика говорит о том, что этих людей, которые реально исповедуются, причащаются дома, читают какие — то, пусть небольшие правила свои, там утренние вечерние молитвы. Кто — то Евангелие читает вообще. Это, конечно, каждый христианин должен, но это примерно пять процентов. Некоторые говорят три. Ну, возьмем максимум пять процентов. Ну а другие, а другие практически все бьют себя в грудь и говорят у меня Бог в душе. Вот он у меня крестик показывает крестик. Я, значит, Бога знаю. А как ты живешь? Ну как живу, как все блудишь? Ну, бывает не часто. Ну так иногда. да, Бывает так. Выпиваешь? Ну два раза, может быть месяц. Там бывает запойно на два — три дня. Ну не так много. Матом ругаешься? А как на работе и меня не поймут мои сотрудники. Только приходится что делать? Ходила к экстрасенсам, бабкам и какими — то целителям. Ну конечно. Но вот у меня там что — то заболело. Надо же было мне друг сказал, что там бабка ему помогла. Я пошел, она что — то пошептала. и да, Мне стало полегче. Вот аборты твоя жена делала? делала? ты был согласен? Ну конечно. Ну что, нищету плодить зачем? Вот, значит, вот, смотри значит, убийство на твоей совести. Потому что жена делала аборт, но ты был согласен. Значит, вы сознательно совместно совершили убийство. Это смертный грех. Ты ходил к бабке колдуньи. Значит, это форма отречения от Христа. Ты шел за помощью не ко Христу, А ты шел за помощью к человеку, который контактирует с демоническими силами. То есть ты фактически своим действием отрекся от Христа? Так теперь значит, смертный грех убийства, смертный грех отречения от Христа и блуд. Блудил до брака? Да, в браке блудил, да, любовницу имеешь? Да, но не часто мы встречаемся, Но бывает. Значит, вот смотри, у тебя смертные грехи, плюс курение, матом ругаешься. Ну а как иначе? И так далее. Значит, получается, ты живешь по заповедям сатаны, потому что Христос вот это запретил. А сатана говорит родной, я тебе все разрешаю. Я добрый, я люблю тебя, а он. Он не любит тебя. Христос тебе это запрещает, а тебе же хочется. Он говорит нельзя. А я говорю можно. Значит, ты живешь по заповедям сатаны. А я даже об этом не задумывался. Как — то вы понимаете, вокруг нас таких людей большинство.
Наши дети вот в этом мире находятся, где большинство людей показывают им своей жизнью, своими делами, своими словами, совершенно противоположные тому, что должно быть у христианина. Естественно. Мы же все как ну похожи немножко на стадных животных. Мы общественные существа, мы общаемся, и невольно мы перенимаем стиль жизни и мышления вот этих окружающих людей.
Вот скажите мне, что легче удержаться от греха? Или совершить грех, заблудить или все — таки сказать нет? У меня есть своя супруга, и я ей буду верен. Никогда, даже если мне эта девушка очень понравилась, но я не могу это делать. Вот что легче удержаться или если эта дама согласна на все, значит согрешить сто процентов говорю ну, девяносто девять согрешат, потому что это легче, удержаться значительно труднее. Поэтому весь мир потихонечку двигается в определенном направлении, о чем Христос нам сказал широки врата и просторен путь, ведущие в погибель. Многие, если не сказать большинство, идут этим путем. Да и мало тех, которые даже находят не говорю, идут. Мало тех, которые находят тот узкий путь, который ведет в жизнь вечную. Вот мы, здесь присутствующие, как-то нащупали этот путь, но надо по нему еще идти.
Нужно понуждать себя. А без понуждения себя, без борьбы. Мне хочется, но нельзя — значит, нельзя. Значит, все я себе запрещаю. Это трудно. Это борьба, это самопонуждение. Мне лень что-то делать. Вот молиться бывает же лень. Да кто — то понуждает себя, а кто — то да ладно, потом в другой раз. Вот это самопонуждение. Это большой, действительно труд. Но Господь говорит вот такие по — славянски звучит так, что нуждницы восхищают царство небесное. Кто такие нуждницы? От слова нудить? А нудить не Ивана Ивановича, не Марию Петровну надо себя нудить. Значит, нужницы — это те, которые понуждают. Вот они восхищают царство небесное. Значит, понуждать надо себя. Понуждать труднее, чем себе попускать. Поэтому большинство людей себе позволяют. Потому что ну как же себя любимого обделить? От этого, от этого, от этого от чего — то отказаться? Да пост просто пост. Представьте себе, это же тоже понуждение. Вот кто-то ест вкусненький тортик или мороженое, а у меня пост. Мне нельзя. Это понуждение себя. Но если ты понимаешь, что ты делаешь для своего спасения. Это не боженьке нужно, это нам с вами нужно. Господь сказал, что такое пост? Это оружие, в котором изгоняется дьявол. Вот он, два оружия конкретно сказал род сей бесовский изгоняется токмо постом и молитвой. Значит, пост и молитва — это наше оружие для того, чтобы бороться. Значит, когда мы постимся, духовная структура человека тоже утончается, и он более способен на восприятие духовных благодатных энергий, чем человек, который не совершает этого подвига — поста.
Между прочим, очень многие, скажем, последователи ложных религий, например, какие-нибудь индуисты. У них там очень много видов религиозных, значит, как бы сект различных.
Все вроде индуисты, тем не менее очень большие различия. У всех у них для достижения высших состояний, как они говорят, просветление духа они используют пост. Что пост они тоже постятся, они тоже запрещают себе пьянство, объедение. Они едят скоромную пищу. Они вот называются вегетарианцами. Откуда это с Индии пришло? То есть это фактически пост? Почему? А потому что опыт показывает, что пост действительно утончает духовную структуру человека, и он легче выходит на контакт. Какой с духовным миром? А тут вопрос один. Эначит, одинаково православные постятся и, скажем, индусы постятся и те выходят на контакт, и эти выходят с каким миром? Значит, если человек не знает истинного Бога, он выйдет всегда на контакт с инфернальным миром, то есть низшим миром, бесовским миром. Если человек это делает ради Христа, знает истинного Бога и делает ради того, чтобы стяжать хотя бы чуть-чуть, капельку благодати. Да и хотя бы просто потому, что так мой Господь Бог, мой творец, который за меня жизнь отдал и кровь проливал. Вот он мне поверил. Так я даже не раздумываю, почему это надо. Христос мне так сказал. Я знаю, кто он.
Это мой Бог и мой творец. Значит, раз он сказал, значит сто процентов. Это мне полезно. Все. Никаких дальше рассуждений. Но человек, который польстится, зная Бога, он действительно утончает свою духовную структуру, свою и действительно имеет возможность выйти на контакт с благодатью святого духа. Он получает эту благодать.
А люди, которые имеют другие религиозные верования и тоже постятся. Есть среди мусульман такие секты, которые дервиши, например. Они очень серьезно постятся, но они выходят на контакт, опять же с нечистыми духами. Вот в чем дело. То есть примерно что — то такое? Что — то общее у нас есть. Да и те, и другие используют, например, четки для кратких молитв.
Но мы Иисусу Христу молимся, а они, может быть, призывают вот этого самого черного. На санскрите черный, как звучит? Помните, как черный на санскрите кришна — это черный. А кто у нас черный? Вы догадываетесь? да, Сатана. Значит, они совершают молитвы по четкам, как и мы, православные. Значит, только мы призываем имя Бога нашего, а не призывать имя Сатаны.
Но на санскрите он звучит как черный. Нормально. Мантры дают вот эти индусские учителя своим ученикам. А мантра — это имя, имя одного из демонов. То есть он присваивает этому человеку демона, и тот призывает его имя. Представляете, как много общего четки у нас и у них призывание имени, и у нас, и у них. Только мы знаем своего творца — Бога и его имя, а они беса призывают.
Все очень похожее. Да вот, но все постятся. Кто хочет получить какую — то силу. Только одни силу Божью получают, другие — силу сатанинскую. Поэтому мы должны четко понимать, к кому мы идем.
Вот этот батюшка, вот этот старец. он учит так, как учит церковь, как учат святые отцы? Или он что — то такое выдумывает? оригинальное? вот если видите какое — то оригинальничие — это надо бежать сразу. Если к нему едут автобусами, однозначно нужно развернуться прямо в другую сторону. К настоящим старцам автобусами не ездили, они себя не рекламировали, к ним не было туристических туров. Как вот в Болгар ездили, значит, к отцу Владимиру Головину. Чтобы помолиться с ними вместе, совместные молитвы нужно было еще там сколько? От семисот до тысячи? Значит, рублей надо было перевести куда — то. Значит, и тогда ты можешь молиться. Я и так могу молиться вот, а там, значит, включиться вот в эту как бы цепочку. Вот все мы в один час будем молиться там святителю Николаю акафист читать. Это будет намного сильнее. Вообще — то у оккультистов такая же есть система, значит, совместных молений. Они даже берутся за руки, такой вот круг энергетический образуют. Все очень похоже, но только с православной такой символикой. В результате, вы знаете, может быть, и батюшка — это хорошо начинал, он неплохо начинал и действительно привлекал народ. Вот потом вот что-то произошло. люди же меняются. Вы понимаете, начинает хорошо. вопрос, как кончит человек?
Вот о чем речь идет. потому что начинали многие хорошо, а потом вот видите, какой — то сбой был. Поэтому нужно быть очень — очень внимательным. Я помню еще один там был старец, который устроил раскол в Оптиной пустыне в самом начале. Я тогда был близок, очень к Оптине и многих там знал. Ситуацию изнутри знал, и его считали прозорливцем. Он говорит я знаю, что вот этот вот у себя там, в келлии, под кроватью бутылку водки держит. Какой прозорливый старец. Он все знает. Он знает, что у того там бутылка водки спрятаная. Вот тайком там что — то такое бывает, выпивает. А потом я определил. Ага, он, значит, какого — нибудь из братии вызывает его так расспросит невзначай, а потом выдает эту информацию, как будто он прозорливый. Знает все, что там творится в Оптиной пустыне. У него домик был напротив Оптиной через Жиздру на другой стороне. Так он стольких там смутил, а мне его разрекламировали монахи — братия Оптинские, что такой прозорливый старец. Я даже решил его проверить. Я приму к ним приехал. У меня как-то какой-то отпуск был на недельку. Думаю, посмотрю на этого старца, поживу с ним и погляжу
и у него в домике. Он очень меня тепло принял. Хорошо, вот. Но я увидел, какой актер замечательный. Сейчас приедет профессор один из Москвы. Вот ты его прими, значит, и ко мне приведи.
Вот только что он бегал по дому, что-то распоряжался. Я провожу профессора. Он лежит закрывший, где и стонет ой, как неплохо. Начинает с этим профессором умирающим голосом разговаривать.
Какие-то рекомендации дает. Профессор уехал, скидывает одеяло, вскакивает, одевает, значит, дубленочку и побежал в магазин. Вот я это все наблюдал, а мои друзья, Оптинские монахи, мне рассказывали такие там чудеса святости. Знаешь, что? Сейчас приедет машина с железом будем перекрывать крышу. Значит, мне удалось представляешь, за ящик водки? Значит, с завода сейчас привезут железо. То есть он краденная за ящик водки? То есть еще и спаивает человека, значит, вот это. А монахи просто на него молятся. Прям такой вот святой старчик. Вы понимаете, какие актеры бывают? Вокруг него создается такой ореол святости.
Будьте очень осторожны сейчас святых, вот таких людей, прозорливцев вот я очень многих священников, друзей, которые приезжают из разных епархий, допрашиваю. Конкретно говорю если у вас в епархии какой — то действительно старец, такой святой жизни, действительно, который имеет дар прозорливости, может быть, даже исцелений. Кто-нибудь есть вот такой? Вот, каких я раньше встречал и все мне говорят одно и то же. Нет сейчас таких. Я знаю, что такие есть, но в последние времена, это в четвертом веке, один митрополит Греческий сказал такую фразу по — моему, вызывали неофитус, кажется. Фразу я примерно скажу близко к тексту. «В последние времена святые тоже будут, на них мир держится, но они в последние времена будут сокрыты от людей.»
То есть вот мы можем жить рядом с человеком, он на соседнем этаже. Ну, дедуля такой, понимаете, ничем не, не выделяется, скромненько одет и дедушка, и дедушка. А этот молитвенник великий. Там молится днями и ночами, и поститься. И вы даже не догадываетесь, что это святой человек. Но он себя не выдает никак. Будете стоять с ним в храме и не знать, что вы рядом со святым стоите?
Почему? Думаю, Господь от нас скрыл таких явных старцев, которые были еще вот буквально в восьмидесятые — девяностые годы и начало двухтысячных. Сейчас все практически умерли. те, к которым реально можно было приехать, с ними побеседовать, посоветоваться, может быть, даже исцелиться. Почему? Я вижу, что именно по той же самой причине, почему Господь забрал вот этих старцев, которые изгоняли бесов? Потому что люди не собираются они выясняют свои вопросы. они хотят исцелиться отчиткой, но они не собираются менять свою жизнь. Они не пытаются бороться со своими негативными качествами, качествами своего характера. Говорят характер изменить нельзя. Нет, родные, это наша задача конкретно поставлена Богом.
Что мы должны изменить себя, как бы выдавить из себя ветхого человека и обречься в нового, обновляемого по образу создавшего его. А кто создал человека? Господь Бог? Значит, мы преобразиться должны по образу Божью. Что преобразить внешне, Что ли? Мы же все стареем, мы все преображаемся. Были молоденькими, вот, а стали седыми, стариками, беззубыми и без волос. Преобразились? Да, конечно. Но об этом или преображении речь идет? Нет, о внутреннем, духовном преображении, чтобы мы преображались по образу создавшего нас Бога Христа. Научитесь от меня, говорит он, ибо я кроток и смирен сердцем. Где у нас кротость? Чуть задели мы гневаемся, обижаемся злословием. А смирение? Где? Где кротость? Ничего, ничего не видим нас не задень. Тут же, как змея, яд выпускаем. Вот в чем дело. А нужно учиться по образу создавшего нас Бога, то есть приближаться к Христу своей жизнью, своей душою изменяясь, становясь вот кротким, смиренным, любвеобильным, неглупым, не расслабленным. Это смирение не подразумевает. Смирение — это мощнейшая сила, когда человек, даже будучи гениальным в каких-то областях науки или творчества, не важно. Может быть, даже просто в какой-то своей работе водителя грузовика. Я видел таких виртуозов, что просто в цирке такого не увидишь. Когда он в Петербургский дворик старинный, который был, в общем, предназначен для въезда только на карете она была намного уже. Въезжает громадной фурой, длиннющей с одного захода, а справа и слева остается по три миллиметра и не царапает. Это я наблюдал с другой стороны улицы. и просто, вы знаете, в цирке такого не увидишь. Это вы молились, наверное. А вы молились, потому что. Но это чудо. То есть можно на любом поприще быть действительно вот таким вот человеком, который максимально хорошо свое дело делает.
Вот батюшка меня просит немножко о Софроне Сахарове рассказать. Но вы знаете, со святыми людьми. Вот приходишь к нему, и у тебя масса вопросов. Надо вот это спросить. Надо вот то спросить. Удивительное дело. Это многие, может быть, даже кто-то из вас может подтвердить. Приходишь к этому святому человеку, садишься рядом, и от него такая любовь излучается, что у тебя все вопросы вдруг сами собой начинают решаться в голове, как в счетной машинке. В результате ты понимаешь, что в тебе все ясно и нечего, собственно говоря, и спрашивать больше.
Ты сидишь вот в этом поле духовном благодати, и у тебя на душе просто вот такое райское состояние. Посмотрите на фотографии наших вот даже старцев, которых мы еще застали в живых.
Отца Кирилла, отца Сафрония, отца Иоанна Крестьянкина и возьмите фотографии каких-нибудь супер — духовных с точки зрения индусов, каких — нибудь там вот этих их старцев, гуру, знаменитых.
Сравните все. Больше вам ничего не нужно, потому что там просто на лице демонизм, а здесь благодать излучает. Даже фотографии излучает благодать. Это люди, действительно, от которых веяло духом святым, такие всегда.
Они скромные и такие простые. Вот, отец Иоанн Крестьянкин. Действительно, некоторые думают, что святой человек он такой хмурый, он ходит только в себе, он ни с кем не разговаривает. Такой, значит, замкнутый человек. Посмотрите, отец и он таким не был никогда. Он себе позволял и пошутить и, значит, как-то посмеяться даже со своими послушниками.
Вот отец Софроний, тоже доброты необыкновенной. Вот эта доброта это любовь. Она настолько изливается из человека, что, конечно, именно они, такие люди, привлекают к себе не какими-то там словесами, а вот этой вот любовью, вот это, этой благодатью, которые через них действуют на людей. Так образовывались всегда монастыри. Был один человечек, уединялся где-то в лесу, стяжал святого духа, к нему приходил и прилеплялся Потом второй, потом третий. Как вот кристаллы в перенасыщенном растворе Они соединяются друг с другом, вот эти молекулы. Да и кристалл растет постепенно. Вот так такие монастыри возникали. Вот в Эссексе, например, там, в Лондоне, вокруг отца Софрония создался монастырь. Приехали там буквально три — четыре человека. а потом монастырь, где и голландцы, и французы, и греки, и итальянцы. Были и русские там. А старец русский, вообще говоря. Ну хорошо, он знал несколько языков, он со всеми общался на разных языках.
Но он привлекал к себе именно вот этой божественной любовью, потому что это было видно невооруженным глазом.
Отец Иван Крестьянкин жил в монастыре. Естественно, он не собирал вокруг себя, но люди к нему тянулись, потому что чувствовали эту любовь. Вот любовь — это главное отличительное свойство старца. Настоящего старца — это любовь. если у него есть эта любовь, это действительно старец. Все остальные со своими вот этими фокусами там выходи не чистые души, я тебе приказываю и так далее. Это все фокусы. они должны быть проверены. Чаще всего оказывается, что ничего там духовного нет. Но человек пыжится, надувая щеки пытается из себя что — то такое построить, что он что — то из себя значит? Это еще раз то, что с чего я начал, говорит о том, что старец пытается реализовать себя в этом социальном плане, чтобы люди его почитали, любили и так далее, и так далее. Иногда это тоже интерес чисто материальный. Вот как там в этом Булгаре оказалось? Вот хотя, говорю, многие начинали хорошо, искренно служили Богу. Но мы люди, мы подвержены изменениям все. Не всегда хорошим изменением можно начинать хорошо и кончить плохо.
Поэтому будем осторожны. Вот проверять всех, не поддаваться ни на какие раскольнические вот эти заявления, что у нас нет благодати, нет, она есть. Мы, священники, это чувствуем и в литургии, когда совершаем таинство, и в таинствах, когда мы совершаем соборование, крещение и так далее, и так далее. Мы видим, что это благодатные таинства. Поэтому мы должны быть верны своей церкви, в которой мы с вами крестились и в которой мы познали истинного Бога, встретили Бога реально лицом к лицу.
Всех вас поздравляю с праздником.